В нашу юридическую консультацию часто обращаются люди, которые утратили свое жилье вследствие обстрелов на территории Донецкой и Луганской областей или жалуются на невозможность использовать свое оставленное на оккупированной территории жилье. Нас спрашивают: на что мы имеем право как пострадавшие, что нам следует предпринять для защиты своих прав, гарантирует ли государство восстановление наших прав?

В настоящее время в Верховной Раде Украины ожидает рассмотрения и принятия (наконец-то включен в повестку дня Рады) Проект Закона «Про внесення змін до Закону України “Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб” (щодо компенсації вартості пошкодженого майна)», который был зарегистрирован в парламенте еще в феврале 2015 года.

Этот законопроект предусматривает возможность компенсации за поврежденное и утраченное имущество переселенцам из аннексированного Крыма и зоны АТО. В случае его принятия Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» дополняется абзацем такого содержания: «в случае причинения вреда имуществу внутренне перемещенного лица, что было оставлено им на территории административно-территориальной единицы, с которой осуществлено внутреннее перемещение в связи с обстоятельствами, определенными в статье 1 этого Закона, она имеет право на возмещение вреда и компенсацию стоимости такого имущества согласно Конституции, законов Украины и международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины». При этом обязанность разработать порядок и соотвественно размеры такой компенсации возлагается на Кабинет министров Украины. Предварительно Премьер-министром А. Яценюком уже озвучивалось, что максимальная сумма такой компенсации не будет превышать 150 000 грн. (а это зачастую неэквивалентно рыночной сумме утраченного имущества на момент начала войны).

К сожалению, с учетом практики, когда длительный период времени Кабинет министров Украины «тормозит» принятие государственной программы для переселенцев, ждать, что в случае принятия нового законопроекта, такой порядок будет быстро принят КМУ, и что он будет качественным и справедливым, не приходится. Кроме того, остается открытым и спорным даже для юристов вопрос (законопроект это не регулирует) как же быть людям, которые потеряли свое жилье вследствие обстрелов и не стали переселенцами, на основании чего и как органы государственной власти Украины будут устанавливать факт разрушения жилья (имущества), причины этого и суммы возмещения, если это имущество находилось или находится на оккупированной территории. Отсутвие четкой и понятной государственной политики в отношении оккупированной территории Донбасса и Крыма, отсутствие реального содействия нашего государства привлечению к отвественности по данным вопросам государства-агрессора РФ в интресах пострадавшего населения создает ситуацию правовой неопределенности в этой сфере, лишает граждан эффективных средств национальной защиты по данной проблеме.

С учетом того, что в настоящее время на Донбассе проводится «антитеррористическая операция», все события, связанные с посягательством на жизнь граждан, разрушением и уничтожением их имущества вследствие обстрелов должны рассматриваться правоохранительными органами как противоправные деяния в рамках действующего Уголовного кодекса Украины по правилам Уголовно-процессуального кодекса Украины. В таком случае правоохранительные органы обязаны возбуждать уголовные производства по каждому такому факту (даже если он происходит на неподконтрольной Украине территории) и вносить такие сведения в Единый реестр досудебных расследований, а граждане, пострадавшие от обстрелов, имеют право получить статус потерпевших. К сожалению, на практике правоохранительные органы не всегда выполняют свои полномочия в этой сфере, но пострадавшие граждане имеют право самостоятельно обратиться с такими заявлениями о совершении в отношении них преступлений, что будет содействовать фиксации и дальнешему расследовании таких преступлений. Поэтому мы рекомендуем всем пострадавшим обращаться в правоохранительные органы и сообщать о совершенных преступлениях в этой сфере.

Нами разработан типовой проект такого заявления в правоохранительные органы. Если Вы заинтересованы получить такое типовое заявление и инструкцию к нему (предоставляются бесплатно), обратитесь к нам с запросом на электронную почту: lpg.human.rights@gmail.com или mp.mz.vpo@gmail.com.

Подача такого заявления в правоохранительные органы поможет задокументировать сам факт нарушения Ваших прав как лиц, которые имеют право на процессуальный статус потерпевшего, в дальнейшем это возлагает обязанность на государство эффективно расследовать этот случай и восстановить Ваши нарушенные права.
В настоящее время государством в правовом поле не сформированы четкие требования, какие доказательства нарушения Ваших прав Вы можете использовать в случае разрушения Вашего имущества вследствие обстрелов на оккупированной территории. С учетом этого Вы можете использовать любые доказательства, подтверждающие, что Ваше имущество пострадало на оккупированной территории, в том числе и документы, которые составляются комиссиями при местных советах и обслуживающих коммунальных предприятиях, функционирующих в условиях оккупации, фотографии и видеозаписи разрушений. В рамках короткой консультации невозможно разъяснить все нюансы, в связи с чем Вы можете связать с нами и проконсультироваться у юристов по телефонам нашей «горячей линии»: +380954188050; +380953808592; +380985846418.

Выполнение таких рекомендаций поможет Вам собрать необходимые доказательства о том, что Ваши права нарушены, и даст возможность обратиться для защиты своих прав в Европейский суд по правам человека для получения справедливого денежного возмещения (так как сейчас не создан эффективный национальный механизм защиты нарушенных прав) либо при принятии специального порядка на основании закона обращаться за таким возмещением в органы государственной власти Украины.

Следует отметить, что даже если Ваше имущество (жилье) не пострадало, но Вы не можете им пользоваться вследствие оккупации Вашего населенного пункта или вследствие проведения АТО, это также является достаточным ОСНОВАНИЕМ для защиты Ваших прав в Европейском суде по правам человека, поскольку и в этом случае речь идет о нарушении Вашего права собственности (в части права на использование имущества).
В настоящее время при информационно-правовой поддержке Луганской правозащитной группы действует Всеукраинская инициатива по защите и восстановлению прав пострадавших вследствие войны на Донбассе и аннексии Крыма, к которой уже присоединились сотни пострадавших. Цель такой инициативы – благодаря объединению общих интересов и координации общих усилий добиться на международном и национальном уровне эффективного и скорейшего восстановления прав пострадавших вследствие войны на Донбассе и аннексии Крыма. Одиночные действия здесь не приведут к быстрому и эффективному результату.

Получить более подробную информацию об ИНИЦИАТИВЕ по защите прав пострадавших вследствие войны на Донбассе и аннексии Крыма и КОМПЛЕКСНОЙ защите в Европейском суде по правам человека Вы можете направив запрос на электронную почту: lpg.human.rights@gmail.com или mp.mz.vpo@gmail.com

Координатор
Юридической приемной проекта ДОО «Комитета избирателей Украины»

«Маєшь право. Маєшь знати!»

Руководитель Луганской правозащитной группы
адвокат Целовальниченко Н.Е.